"Мы Вам покажем такое...кино..., просто...кино..." История группы Шлялись по раздолбанным питерским улицам и подворотням два бездельника - работяга
Леша Рыбин и ПТУшник
Виктор Цой. Первый играл в доморощенной команде с вечным названием
ПИЛИГРИМЫ, второй терзал бас - гитару в
ПАЛАТЕ N6, и оба заходили в гости к уже легендарному Майку (
ЗООПАРК) или к Свинье,
Андрею Панову, главному и идейному панку города на Неве. На квартире Свина, у Парка Победы, где был кое - какой аппарат, репетировали
АВТОМОТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ (чем не
SEX PISTOLS?), пили, зачем-то нагретое, сухое вино, слушали свежие западные пластинки. Там и прозвучали первые песни Цоя. На рубеже 80-81гг вместе с УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ
Цой и Рыба мотались в Москву "давать панк-рок" на квартирниках
Троицкого, играли на разных питерских сейшенах. По легенде, уже в это время "старик Державин", в смысле
БГ, услышал Цоя, поющего с компанией в электричке, и предложил всевозможную помощь.
Летом 81-го, обалдевая от затягивающего крымского безделья,
Цой,
Рыба и
Олег Валинский создают группу
ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ, которую уже осенью принимают члены ЛенРок - клуба. Валинского вскоре забирают в армию, и он исчезает из дальнейшей истории группы. Осень и зима прошли в репетициях, квартирниках, поездках в Москву, и к весне 1982 года, сменив название на
КИНО, группа садится в студию Дома юного техника
Андрея Тропилло, где под руководством
Гребенщикова записывает свой первый альбом. В записи, помимо собственно
Виктора Цоя и
Алексея Рыбина, принимали участие все музыканты
АКВАРИУМА. Вскоре состоялось и первое электрическое выступление на сцене рок-клуба с
Михаилом "Фаном" Васильевым и
Дюшей Романовым. Все 30-минутное выступление шло нон-стоп под фонограмму драм-машины, а на коду
"Когда-то ты был битником..." выскочили из-за кулис с инструментами
БГ,
Майк и
Панкер, устроив веселый хепенинг. К лету 82-го альбом был закончен и по длительности записанного материала получил название "45". В него первоначально вошли 14 песен, но из окончательного варианта убрана
"Я - асфальт".
Запись медленно, но верно стала расползаться по стране, о группе заговорили, пошли один за другим квартирники и опять же гастроли в Москве. По осени, взяв напрокат будущего барабанщика
ЗООПАРКА,
КИНО записывает в студии Малого драматического театра у звукорежиссера
Андрея Кускова несколько песен, в т.ч.
"Весна" и
"Последний Герой", впоследствии вошедшие в пластинку
"Неизвестные песни Виктора Цоя". Однако, в тот момент запись была забракована, Виктор забрал ленту себе, и распространения она не получила.
19 февраля проходит электрический концерт
КИНО в рок-клубе вместе с
АКВАРИУМОМ. Группа выступала в гриме, костюмах с жабо и фальшивыми бриллиантами, исполняя при этом
"Электричку",
"Троллейбус" и
"Алюминиевые огурцы". В основной состав приглашается гитарист
Юрий Каспарян, и где-то на горизонте замаячил барабанщик
Георгий "Густав" Гурьянов, а по весне из группы уходит
Рыбин. Лето уходит на совместные репетиции с
Каспаряном, плодом которых стал альбом
"46", хотя сделан он был как демо-запись будущего
"Начальника Камчатки".
Леша Вишня, записавший демо у себя дома, сбросил ее друзьям на пару пленок - и интерес был столь велик, что даже полуфабрикат разошелся моментально.
Однако, осенью 1983 года Цою пришлось залечь на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке, чтобы "закосить" от армии. Через полтора не лучших месяца в жизни он получает "белый билет", пишет
"Транквилизатор" и в феврале 1984 года женится на Мариане. Эта свадьба стала эпохальным событием в рок-жизни Ленинграда, потому что о ней вспоминают практически все гости, а их было человек 100:
БГ,
Майк,
Титов, естественно, все
КИНО и др. Весной группа уже с
Титовым на басу открывает
"Безъядерной зоной" 2-ой Фестиваль рок-клуба и получает лауреатское звание.
Накопился новый песенный материал, и летом 1984 года в студии
"Антроп" Андрея Трорилло начинает писаться
"Начальник Камчатки". К записи приложились:
Цой, Каспарян, Титов, Гребенщиков, Курехин, Трощенков и
Гаккель. Великое братство питерских музыкантов.
В марте 1985 года еще одно звание лауреата на 3-м Фестивале рок-клуба, и вскоре садятся опять к
Тропилло писать
"Ночь". Хотелось записать модную тогда музыку типа
DURAN DURAN, с модными приемами игры, что привело к затягиванию процесса. Альбом никак не получался, и летом
Цой с
Каспаряном бросили
"Ночь" недоделанной и за неделю с небольшим в студии
Леши Вишни записали
"Это не любовь". Работали под самодельную драм-машинку практически в живую с одной накладкой - голосом.
Титов за один день прописал бас-гитару и уехал на гастроли. К осени
"Это не любовь" была сведена, и пошла по стране.
В январе 1986 года наконец-то выходит
"Ночь". Параллельно растет популярность, и весной на 4-м Фестивале рок-клуба в 1000-м зале
ДК "Невский" КИНО - уже в "окончательном" составе:
Цой, Каспарян, Густав и
Игорь Тихомиров на басу - получает диплом за лучшие песни, в.т.ч. за
"Хочу перемен" и
"Дальше действовать будем мы". Летом все киношники уезжают на съемки фильма
"Конец каникул" в Киев. В июне в Москве в ДК МИИТ состоялся совместный концерт московских и питерских групп, где
КИНО выступило наравне со сверхпопулярным тогда
АКВАРИУМОМ и
АЛИСОЙ. С этими же группами выходит в Америке
"Красная волна" - первая подобная пластинка в истории русского рока.
Осенью 1986 года
Цой поступает работать в
"Камчатку" - котельную на петроградской стороне, ставшую местом паломничества питерских тусовщиков. В ней
Рашид Нугманов организует съемки студенческой короткометражки
"Йя-хха", там же проходят съемки фильма
"Рок". Осень и зима проходят в Ялте а съемках
"Ассы" Сергея Соловьева.
Весна 1987 года богата событиями концертной жизни: премьерные показы
"Ассы" в ДК МЭЛЗ, последнее выступление на фестивале рок - клуба, где получают приз "За творческое совершеннолетие", первый выезд за границу во Францию. В это же время на порто-студии
"Яамаха МТ 44" начинают записываться материалы к альбому
"Группа Крови".
Осенью 1987 года
Цой улетает в Алма-Ату к
Нугманову на съемки фильма
"Игла". В связи с этим
КИНО практически прекращает концертную деятельность, но доводит до ума
"Группу крови", выход которой вместе с
"Иглой" породил на следующий год натуральную "киноманию". Начинаются триумфальные гастроли по стране -
КИНО собирает многотысячные залы и стадионы. 16 ноября в Лужниках во время мемориального концерта
Башлачева зрители полностью смели стулья в партере, но, несмотря на мерзкое поведение администрации,
Цой достойно доводит выступление до конца. За это группе
КИНО целый год запрещается выступать в Москве.
Параллельно с концертной продолжается и творческая деятельность. На все той же порто-студии весной записывается черновик, а 21-30 декабря 1988 и 3-10 яанваря 1989 года в студии
Валерия Леонтьева - уже окончательный вариант
"Звезды по имени Солнце", которую решили попридержать до осени. Летом
Цой с
Каспаряном ездили в США, а в это время
"Игла" выходит на второе место по прокату среди советских фильмов, и
Цоя признают лучшим актером года.
Начало 1990 года проходит в непрерывных гастролях и поездках за рубеж, в том числе в Японию, с которой намечалось широкое сотрудничество. Летом, после изнурительных гастролей, завершившихся 24 июня грандиозным концертом на Большой спортивной арене Лужников,
КИНО уходит на "каникулы", и
Цой с
Каспаряном на даче под Юрмалой записывают под акустическую гитару материал для нового альбома.
15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погибает в автокатастрофе. Кассета с записью голоса чудом сохранилась, в октябре-ноябре
Каспарян с
Тихомировым на студии Видеофильм дописывают инструментальные партии, и к концу года выходит последняя пластинка, записанная группой, т.н.
"Черный альбом" (названный так из-за цвета обложки).
КИНО занимает первые места во всех хит-парадах, стены всей страны исписаны словами
"Кино" и
"Цой-жив", но история группы окончена, остались красивая легенда о "последнем герое" - Викторе Цое, остались его песни и фильмы.
Дискография: Альбомы: 45 (1982);
46 (1983);
Начальник Камчатки (1984);
Это не любовь... (1985);
Ночь (1986);
Группа крови (1988);
Последний герой (1989);
Звезда по имени Солнце (альбом) (1989);
Кино (1990);
Неизвестные песни (1992);
[Кино в кино] (2004);
[Последние записи] (2004).
Другие альбомы: Red Wave (1986, двойной альбом-сборник, сплит с тремя другими группами);
Виктор Цой. Печаль (2000) — альбом «Последний герой» в техноаранжировке;
КИНОпробы (2000) — tribute album
[Песни под гитару 3]
Концертные записи: Концерт в рок-клубе (2CD) (1985);
Неизвестные записи (4CD) (2002);
Первые записи. "Гарин и гиперболоиды" (2004);
Концерт в Дубне.1987 (2004);
Live 1988—1990 (2004).